В LinkedIn завязалась дискуссия о том, можно ли считать любой проект — бизнес-проектом.
Придерживаюсь мнения, что любой проект (кроме совсем уж специфичных), прежде всего, это именно бизнес-проект. Потому что цель продукта проекта в общем случае — генерировать прибыль (деньги, научные знания, социальные выгоды), другими словами — делать бизнес «более лучше», чем до проекта, на новом уровне. И подход к организации проектной деятельности должен это учитывать, особенно это касается внутренних проектов на функциональных предприятиях.
Однако, проекты надо как-то классифицировать. Существуют разные классификации: по масштабу, сложности, категории продукта, способам инвестиций, соответствию стратегическим целям и др. На мой взгляд, простейшее (ок, примитивнейшее, но наиболее ёмкое и доходчивое) основание для классификации — это природная сущность составных частей решения, которые превалируют в конечном результате.
Смотрите, обычно результат проекта имеет следующие составляющие: бизнес-решение (модель, обоснование, процессы, бизнес-план и т.д.), организационная структура (сотрудники, участвующие в процессах, функциональная иерархия, роли), техническое решение (информационная система, здания и сооружения, комплект нормативных документов, производственная линия). Я называю такое разделение результатов треугольником решения: продукт представляет собой некий (1) инструмент, который будут использовать (2) сотрудники в соответствии с разработанными (3) бизнес-правилами для решения поставленной задачи. Чаще всего в этом треугольнике какая-то часть перетягивает на себя одеяло; так вот по этой части и можно классифицировать проект в примитивном смысле.
Например, строительство дома. Для генподрядчика — это строительный проект «Строительство здания на ул.Бривибас» (техническое решение), для девелопера может быть масштабный коммерческий проект «Создание гостиничного комплекса на 100 номеров», для банка — «Автоматизация процесса учета кредитных рисков» (бизнес-модель и техническое решение). Таким образом, в обиходе мы смело можем обозначать проекты, основываясь на сущности тех частей продукта, которые превалируют, наиболее важны.
Наиболее приемлимыми для универсальной классификации кажутся следующие категории:
- Исходя из технического решения проекта (строительные, инфраструктурные, внедрения инормационных систем).
- По бизнес-решению проекта (например, проекты, связанные с изменением бизнес-модели, проекты реструктуризациии бизнеса или освоения новых рынков, маркетинговые и т.д.)
- Организационные и завязанные на персонал (создание новых управленческих структур, филиалов, учебные).
А вот классификацию проектов по стратегическим целям, видам решаемых задач (проблем), типу инвестиций и другим категориям разумно использовать по необходимости в конкретных областях управления, например, для оценки природных рисков проекта, для категоризации проектов внутри портфеля, финансовых отчетов и так далее и тому подобное.
Еще раз. Любой проект должен рассматриваться как бизнес-проект (деловое предприятие), т.к. целью проекта является создание продукта, обеспечивающего условия для выполнения стратегической цели — решения некоторой задачи (вовсе не обязательно, что это — получение прибыли, могут быть и другие выгоды). Но для простоты и универсальности конкретные проекты удобнее именно по самой важной составной части продукта.
Небольшое примечание по поводу названий. Для всех будет понятнее, если в названии проекта отражен процесс создания продукта с использованием глаголов (точнее, отглагольных существительных, описывающих действия). Ну, типа там: «Автоматизация процесса открытия клиентских дел», «Создание центра обслуживания клиентов» или «Установка, запуск и опытная эксплуатация линии по производству силикатного кирпича». Но ни в коем случае не абстрактное «Повышение качества обслуживания клиентов», это вообще что такое?. Неоднозначное «Гостинница на 100 номеров в Старой Риге» — также не самое удачный выбор (ну, гостинница, и что — строительство? реновация? курсы повышения квалификации для персонала?)
Как-то так. Не согласны?